Поиск по сайту и в Интернет с Yandex

 

Kenin-Lopsan

 

 

 

 

 

 

 

 

Монгуш Борахович Кенин-Лопсан

 

 

 

Мировая слава Тувинских шаманов.

Серия материалов. Интервью, исследования.

 

Шаман.Shaman. Кто они? Что за мистерии окружают этих людей? Колдовство? Шаман - колдун?  Шаманский бубен.Песни шаманов. Шаманизм - направление в мировой антропологии от Карлоса Кастанеды до серьёзных исследователей в разных странах мира. Русский шаман. Российский шаман. Тыва. Шаманская болезнь. Как стать шаманом. Можно ли обучиться шаманизму. Гадание. Лечение шаманов. Музыка шаманов. Предсказания. Астрология шаманов.

 

Ответы на эти и многие другие вопросы о шаманах, шаманизме в интервью Монгуш Бораховича Кенин - Лопсана, пожизненного президента Тывинских шаманов, доктора исторических наук (печатается по поручению М.Б.Кенин-Лопсана).

 

На главной странице сайта можно прочитать информацию об экспедиции к шаманам.

 

Мы придерживаемся официального названия Тыва. В тексте Тува.

То и другое названия используются.

 

Потомственный шаман.

 

В.Харитонова: Монгуш Борахович в предисловии к Вашей книге «Тувинские шаманы», написано, что Ваша бабушка была шаманкой. Вы унаследовали ее шаманский дар?

Да. Чтобы Вы в этом не сомневались, (скажу), что когда мне было 9 лет, как ни странно, я бегал босиком по снегам. Люди очень боялись (за меня). А ноги были нормальные.
(Тогда) пригласили шамана. Хандыжап звать ее (бабушку ), Куулар Хандыжап. Народное название - Улуг-хам, великий шаман. Она проводила обряд. И она там сказала, что этот парень, мальчик - (будет шаманом) от источника, от родника. И она там проводила обряд. И еще (сказала): этот мальчик будет связан с небесами - когда гроза будет, берегите этого мальчика, когда наводнение будет - следите за этим мальчиком. Это очень опасный удар будет для этого малыша. Когда его потрясет, он будет по моим стопам идти, то есть шаманом будет.
Я вырос, меня отправили в школу. Я встретился (с бабушкой-шаманкой) через много лет. В 47- ом году я закончил 10-ый класс средней школы. Нам сказали учиться приехать посредине августа. Я приехал домой, в мое родное село Хондергей.
Вот я просыпаюсь один раз, слышу, они (родители) говорят: «...он поедет в Россию, а ... (речь идет о бабушке Хандыжап) вот поймают, опять судить будут. Вот дорога ... пусть он возьмет другого коня, черного. А вот гнедого - пусть на нем он съездит. Надо возвращаться вот по горам, по тропинкам охотников, а по дорогам нельзя».
Я проснулся. Ночью, действительно пригласил он эту шаманку, вернее, приехал он с этой шаманкой. Она была уже бритая, седая, высокая. Большая. Бубна не было у нее, у нее было зеркало. Она вела камлание - это было ночью. И она сказала: «Ваш сын поедет. Ему в течение четырех лет не положено возвращаться. Пусть он там будет. Если он через два года вернется - его ждет самое плохое». Так она сказала.
Я отправился. Я приехал в Ленинград. В течение четырех лет я домой не возвращался. Я занимался переводами, я писал роман. Я переводил Библию, я потом сам сжег - сейчас я очень сожалею. Почему я сжег. Однажды я показал своему профессору Жирмунскому Виктору Максимовичу. Он говорит. «А у вас есть шаманская религия?» Я молчаливо отвечал (не отрицал). Конечно, мы все были скромными. «Вот она - да, будет работать. А Библия - она переведена на все языки мира. Ваша родная - это шаманская религия. То, что создано тувинским языком - это ваше сокровище, подумайте об этом». Да, я думал, конечно.
Еще я в молодые годы занимался переводом Корана. Это была странная история. Однажды организовал чтение перевода Корана Крачковский, академик. Мы же - востоковеды, все мы слушали, он читал свой перевод от начала до конца. Это было изумительное явление, изумительная встреча. Я потом переводил. Не публиковал - все-таки это другая культура, эта культура рождена другим язы¬ком.
Еще я переводил некоторые изречения Будды. Эта культура нам знакомая. Но как буддийская культура она молодая для нас - первый храм был построен (в Туве) в 1772 году. И потом здесь создавали храмы, публиковали книги (буддийские). У нас другая дорога была в науке - это восток! Кто где хорошо учился, хорошо оканчивал гимназию - отправляли в Монголию; там они учились. Кто хорошо учился - отправляли в Тибет. Один монах из племени монгушей окончил там Академию и был создателем тувинской письменности.

 

Расскажите, пожалуйста, о судьбе Вашей бабушки шаманки.

А моя бабушка - у нее самая трагическая судьба в жизни женщины-тувинки. На Ваш вопрос просто устно отвечать невозможно. У меня есть документы. Я хочу показать на примере одной женщины, как тувинский народ пострадал.
Вот моя бабушка Хандыжап. Она родилась в 1885 году, 12 июня; она скончалась 20 июня 1963 года. Она три раза сидела за решеткой. Первый раз - в 32-ом году за то, что она - шаманка. У нее все конфисковали и лишили избирательных прав.
Второй раз ее оскорбили - судили в 38-ом году. В 38-ом году здесь проходил сход контрреволюционеров - изменников и предателей, японских шпионов. А ее сын был образованный человек. Он был послом в Народной Республике Монголии . Судили за то, что ее сын оказался «японским шпионом». Тогда ей дали 5 лет, с 38-го по 41-ый. Когда я читал, какие связи она знала своего сына с японскими шпионами... На самом деле она сына тогда не видела - он был в Монголии, японцев она не видела, японского языка не знала. Это была какая-то глупость.
В третий раз она пострадала - стала жертвой коммунистической идеологии. 27 сентября 48-го года ее арестовали. Арестовали за то, что она - обслуживает больных детей, «проводит работу против советской научной медицины», она - хранительница шаманства, значит, приносит государству большой-большой вред!
Я читал документы. Она не признавала себя виновной. Бабушке было 65 лет. Ей дали - вот советский закон - 15 лет! Отправили ее через Саяны. В лагерь. Это место называется Черногорка [2], под Абаканом. Там - один мужской лагерь, один женский. Она там сидела. Старуха, бабушка - советская власть дает ей за то, что она шаманка, что она вела шаманский обряд лечения - 15 лет!.. Вот ее фотография (лагерная). Я там некоторые вещи переписывал.
(У нее) конфисковали имущество. А детям шаманки запрещено было ходить в школу; а девушкам, которые достигают совершеннолетия, запрещено было выходить замуж; а сыновья, если они достигли совершеннолетия, их заставляли работать только там, где строительство дорог, школ... Вот какая была судьба этой женщины.
Это она мне предсказала великое будущее.

 

Вы больше не видели свою бабушку?

Она была там (в лагере, под Абаканом). И был такой случай. Однажды я остановился в Абакане. Я приехал поездом. И у меня было четыре часа (свободного времени). Я лег и заснул (на вокзале). И кто-то меня сапогом ударил сзади горделиво и грубо - крепкий человек около двух метров. Плохо говорит по-русски, но говорит по-русски. Я сразу вижу, что это человек с другой стороны (Саян). Я ему деньги даю. Он обрадовался и говорит: «Я оттуда, с Черногорки».
Потом ехали, познакомились и он говорит: «Дед остался дома. Он мне отправлял табак и продукты. А однажды я ничего не мог получить. Сказали, что там старуха-шаманка есть, к ней можно обратиться. А она говорит (мне), что твой дед жив, не волнуйся, он только через речку перекочевал. Еще, говорит, посылка придет; только мне оставьте чайку, табаку. (Она курила.) Я принес (ей, что она просила, когда получил посылку), она очень обрадовалась.
(Потом) меня вызывает она и говорит: «Скоро все вы будете освобождены, пойдете домой - я одна останусь. Я сон видела. Серебряным солнце было, потом янтарным солнце было, потом солнце стало черным-черным. Потом красная река пошла, черное солнце раскололось на две части; там, где раскололось, красная река пошла. Потом пошел серебряный дождь. Опять появилось светлое, светлое-пресветлое солнце. Скоро человеку со званием будет очень плохо, конец будет». (Это про главу государства она так сказала.) Через два дня по радио услышали, что Иосиф Виссарионович Сталин заболел. Она предсказала. И он скончался, а потом всех ребят освободили досрочно, а она осталась - у нее 15 лет.
(Попутчик еще рассказал.) Однажды там русские бабы говорили, что есть вот такая старуха. Там был генерал, начальник тюрьмы. У него была девочка (больная), неизлечимая. Пригласил старуху. Ребенок - умирающий, а она - излечила и ребенок здоровым стал. Он (начальник тюрьмы) так поблагодарил старуху-шаманку: помог досрочно освободиться. На своей легковой машине он проводил ее до города Читана, и там она просила его остановиться. И они (начальник тюрьмы и шофер) поехали (обратно).
На другой день она пришла к реке и стоит: «Сейчас мне нельзя через реку переходить». И она отрезала такие кусочки (кожи от сапог), у нее были сапоги, и бросила в воду. Пришла в юрту знакомых людей. И она спала и так и заснула (умерла), даже не доезжая до родного дома. Вот такова судьба этой бабушки.

 

Еще у Вас был кто-то из шаманов в Вашем роду?

Еще был Дулуш Дондук. Он был шаманом, был и кузнецом . Ровесник моему отцу. Он сделал серебряный плащ - это подарок от Тувинской народной республики для Сталина. Он такой был мастер. А потом его заставили работать на стройках за то, что он шаман.
В 29-ом году проходил съезд Тувинской народной рабочей партии. Это был восьмой съезд. На этом съезде решено было окончательно ликвидировать шаманов, окончательно ликвидировать и монахов - и шаманство, и буддизм. Эта партийная политика, эта идеологическая работа началась в 1929 году. А по переписи 1931 года у нас было 725 шаманов, настоящих шаманов, о судьбе которых мы не знаем: одних расстреляли, другие за решеткой поумирали. А тогда тувинцы были малочисленным народом - где-то 48 тысяч человек. Одна средняя семья - это где-то 7-9 человек.

 

Шаманы Тывы.

 

Как Вы считаете, за счет чего сохранилось тувинское шаманство?

...Даже когда мы были в составе Советского Союза, журналистов сюда не пускали. Мы жили совершенно изолированно. Поэтому тувинское шаманство сохранилось в первоначальном виде.

Монгуш Борахович, а много настоящих шаманов до наших дней сохранилось?


Из самых старых шаманов у нас осталось всего 11 человек. Одна старуха, которой было 84 года, она проживала в селе Кунгуртук, около Монголии - она в этом году скончалась. Я не мог туда поехать (по состоянию здоровья) - там высокогорье. Она мне знакомая. О ней создали фильм амери­канцы. Правда, эту работу сделал финский профессор Хеймо Лапполайнен. Я с ним там четыре раза был. Копии я не имею. Он хотел копию сделать, но не успел, скончался. Я с ним не имел никакого контакта. Это знаменитая старая шаманка. ... Здесь у нас началась коллективизация - отсюда она уш­ла, в Монголию отправилась. А в конце 40-х годов там началась коллективизация, оттуда она ушла. Но она боялась и осталась на границе жить. Там она была знаменитая шаманка. Она вела камлания по-тувински и по-монгольски. Она владела монгольским и тувинским языками. Она 9 раз рожала. Осталась (в живых) одна девушка. Она (дочь) образованная была, институт окончила, работала пред­седателем сельсовета. В этом году она скоропостижно скончалась. Вот такова судьба.
Из современных (шаманов) - у нас немного (настоящих), где-то в пределах 130 человек. Но там есть другие, я их не считаю - пусть они там еще проходят (обучение), опыт набирают.

 

130 - это те, кто прошли посвящение?

Да, которые имеют право совершать мистерии.

 

А вот те старики, которые дожили до наших дней, из них можно кого-то назвать?

Одного могу назвать сейчас, это село Хандагайты Овюрского района. Ему в этом году 90 лет.

 

Он все еще шаманит?

Он шаманит. Он очень уважаемый. Он был здесь и на всякий случай я с ним сфотографировался... Он самый старый.

 

Он далеко живет?

Недалеко: утром отсюда отправимся, вечером там будем.

 

Камлание можно совершить на любом языке или же только на тувинском?

На любом языке, потому шаманом может быть человек любого этноса, любой нации. Шаманство - это частица человеческой природы. Тут никакой национальности. Эта телепатия, эта энер­гия есть у каждого человека, у каждой нации - и у англичан есть, и у немцев есть. Правда, они - цивилизованные страны, они слишком далеко вперед ушли, а корень шаманства тут остался.

 

У вас все шаманы обычно работают с бубном?

Можно с бубном, можно с атрибутами, культовыми предметами работать.

 

Какими атрибутами?

Там они разные: шаманское зеркало, есть шаманская палка... Есть другие атрибуты. Вот, например, у меня - это шкура налима, это очень хорошо. Например, у людей бывает ненормальный сон, по-русски бессонница. С помощью этой кожи сделаешь компресс, и сон придет. И гармония будет кровообращения. Также из этой шкуры изготавливают клей. Тувинцы же кочевники, а у кочевника должно быть седло, а закрепить его надо клеем из шкуры налима. Этот клей не боится влаги.

Я, конечно, как мужчина не сделал описания шаманских атрибутов , это женское дело. А так их много - энциклопедию надо делать. Про травы-то я написал книгу. Вот - лекарственные травы (показывает недавно изданную книгу на тувинском языке).

 

Посвящение шамана. Шаманская болезнь. Состояния сознания. Предсказания.

 

Вы давно занимаетесь траволечением?

Я в молодые годы был костоправом, я младенцев принимал у беременных женщин. Мой отец был профессионал (в этом деле). ...
И вот русские спецы плохо знают расположение младенца. Там три вот (положения): нормаль­ное положение, ненормальное и поперечное. Я, например, сразу чувствую...

 

Вас сейчас приглашают роды принимать?

Одни звали меня в прошлом году. Приехали - и одна старуха прямо падает, плачет. Просто они не говорят, а сидят, плачут. А потом я пригласил одну женщину: в чем дело там, спрашиваю. Она говорит, что молодая женщина в роддоме уже три дня лежит, рожать не может. Все признаки вышли, а врачи говорят, что (не только младенец), даже мама умрет. Операцию будем делать, может, для спасения. Ну, я сразу гадаю: и она рожать будет, и ребенок будет! А потом в марте месяце приходят они с подарками: «Вот это я. У меня сын хорошо растет. Как Вы сказали, так и было». Вот так тоже бы­вает. Я им сказал, гадал....

 

Какие болезни Вы чаще всего лечили?

Мне приходилось часто встречаться с ненормальными людьми, с сумасшедшими. ... Очень хорошие шаманы так поумирали у нас - они принимали лекарства и умирали.

 

Вы хотите сказать, что шаманов лечили как психически больных?

Они (врачи-психиатры) и сейчас не понимают, что это будущие шаманы. А лекарства (психотропные препараты) попринимал - уже все.

 

Можно было избежать вмешательства медицины, если у человека появлялись признаки «шаманской болезни»?

Если ко мне придут, то я скорее отправляю к знакомому шаману. А если туда (в больницу) попал - то уже все, человек больным будет; ни шаманом, ни кем не будет - просто больным.

 

После того, как бабушка предсказала вам шаманское будущее, испытывали ли Вы какие-то необычные ощущения, то, что называется измененными состояниями сознания?

Два раза. Осенью и весной.

 

В чем это выражается?

В очень дурном состоянии. Иногда я даже в течение двух-трех дней не ем ничего - не хочется.

 

Бывали ли у Вас при этом какие-то видения?

Один пример я Вам скажу. Но это у каждого шамана - тайна. Я собирался на Тайвань. Я оформил документы, я должен был приехать (туда) через 9 дней. И тут (когда шел) около почты, мне было очень странно (е видение): я видел чрезвычайную яркость. Потом я видел чрезвычайно необык­новенное явление на небесах. Я очень, по-моему, даже (легко себя почувствовал), как птички летали, (и я также), мне очень легко было, по-моему, даже ноги не прикасались (к земле). Пришел домой: «Яне поеду!» - (говорю). Ну, мои домашние не возражают. Билет обратно сдавал, все это... Потом в тот день (когда должен был прилететь туда) на Тайване произошло величайшее землетрясение. Это я предчувствовал. Предчувствие у меня всегда есть.

 

Оно выражается в том, что Вы видите какую-то картинку или это ощущения какое-то?

Иногда заочно ощущаю, иногда даже вижу. Но я никому не говорю - не хочу людей напугать.

 

А если Вы предвидите негативные события в жизни другого человека, вы его предупреждаете об этом?

Один раз человек работал главным редактором издательства. Молодой человек. Там корректор сидит, женщина. Ну, я сказал (ей), что в этом году этому вашему главному редактору желательно только дома сидеть - спать, никуда не выходить. Она («отсмеялась надо мною. Потом, примерно через два месяца он исчез; его труп нашли где-то там на берегу.У меня предчувствие это с самого рождения.

 

Это не связано с бабушкиным посвящением? Это врожденное?

Бабушка находит (человека с шаманскими качествами). Любой шаман будущего шамана на­ходит.

 

Какие-то признаки говорят о том, что человек будет шаманом? Или тут просто срабатывает предчувствие старшего шамана?

Я об этом собирал материалы, но я об этом никогда не писал. Человек, который необыкновенный, человек, который отличается от своих товарищей, сверстников - первый признак дает после трех месяцев (после) зачатия, а потом - через пять месяцев, а потом - через семь, потом - когда ребенок появился. Как он ведет себя? Либо тихо, либо криком, либо со сном - там разные есть признаки. Необыкновенный человек всегда дает свой сигнал, свой необыкновенный характер. Нормальный человек ничего не дает, ничего не дает.

У нас, у тувинцев, другое понятие о зарождении будущего шамана. Может быть, это более древние, архидревние источники понятий о зарождении будущего шамана. У нас так говорят: если женщина забеременела, прошло три месяца - тогда уже начинаются первые признаки движения бу­дущего ребенка - если первое движение будет очень резким, ударным - это необыкновенный ребе­нок. Так предполагают: возможно, что он будет человеком необыкновенным или, по крайней мере, шаманом будет. Это срок трехмесячный.
Потом есть второй период - пятый месяц. Тогда ребенок как будто уже совершает движения: то ли поперечные, то ли кругом. И мамам очень трудно спать, очень трудно ходить и очень тяжело им - мама себя чувствует очень тяжелым человеком, вернее, это тяжесть от ребенка. Обычный ребенок такую тяжесть никогда не проявляет родной матери, у нас так говорят. Такой ребенок тоже будет в будущем необыкновенен. А на нашем языке это наверняка будет и шаман. Так мы понимаем.
Седьмой месяц - это месяц у нас необыкновенный: когда будущий ребенок как будто с мамой встречается - очень ласковые движения, очень резкие движения. От поведения мамы очень многое зависит. Если мама радуется - ребенок тоже радостным движением выражает свои радости, если ма­ма огорчается - ребенок совершает резкое движение. Этот ребенок по уму, по таланту отличается; это - необыкновенный ребенок, наверняка он будет и шаманом. Так мы понимаем.
Девятый месяц - это срок рождения младенца. Когда первые схватки завершаются, мама в себе чувствует страшные боли, и она даже готова орать, кричать, плакать. Очень тяжело. Тогда пригла­шают по нашему обычаю самых хороших костоправов, которые знают приемы (родовспоможения, приема) младенца. Мы всегда приглашали не монахов, а всегда приглашали хороших костоправов, народных знатоков. Костоправами были и наши шаманы.
Ребенок рождается. Когда родился - он дает такой крик, будто весь мир слышит: это голос бу­дущего шамана. Причем орет очень сильно и плачет. Это ребенок (только родившийся, имеет возраст) - один год по-нашему.
Этот ребенок плачет сильно почти каждой ночью и родным покоя не дает. Ребенок будет пе­риодически плакать. Даже сосет - плачет, сытый ребенок - плачет, когда он проголодался - тоже плачет, он так и будет. Такой возраст доходит до трехлетнего. По-европейски до двухлетнего возраста
Тогда он как будто успокаивается. Все равно он ведет себя ненормально: либо он хнычет, либо он обижается, либо он ругается, вредничает. Вот такие признаки у нас есть.
Есть и другие признаки. Например, пятно, родимое пятно. Эти пятна бывают у младенца здесь и здесь, на плечах. Это признак того, что когда-то отца, либо мамочку задела энергия от черного неба. Значит, этот ребенок будет шаманом небесного происхождения. Это частицы Черного неба.
До семилетнего возраста будущий шаман все равно себя показывает. Он же видит то, чего его товарищи не замечают, он же слышит тот голос, который не слышат его простые смертные товарищи. Иногда он с кем-то будет разговаривать, хотя такого человека нет для простых смертных (его не ви­дят), а он есть, такой человек... Вот это - признаки будущего шамана.
Еще процесс идет от девятилетнего возраста. По-нашему (к этому времени), если мальчик - он уже почти самостоятельный человек, если девочка - она уже настоящая помощница для матери. Он - очень ловкий мальчик, либо она - очень ловкая девушка. Делает все очень аккуратно, быстро, мас­терски, очень хорошо. Все-таки он, этот мальчик, эта девушка отличаются от других. Чем отличает­ся? Допустим, зимой мальчик будет ходить босиком по снегу - ноги у него не мерзнут, не замерзают. Он летом любит ходить босиком. Вообще, для мальчиков, девочек летом босиком ходить - это наша медицина. Человек получает громадную энергию от Матери-земли, и эта энергия дает человеку не таланты - мальчик будет очень здоровым, крепким и хорошим.
И он либо питается водою, то есть любит пить воду - обычно предпочитает чай попить, орга­низм (у него) другой. Это - тоже сила будущего шамана.
Лет 13-ти, это у нас уже завершающий возраст, по-русски это 12 лет. Когда у нас первый период человеческого возраста завершается человек уже показывает, кто он такой, к чему способен. Охотник отличатся (чём-то), шаман тоже отличается, рядовой человек скотовод тоже отличается - обычно они ведут себя очень спокойно. А вот допустим, из сорока ребят-мальчиков, только один бу­дет отличаться, не больше. И он будет шаманом.
А есть другие признаки: каким он будет человеком-шаманом. Когда до 13-летнего возраста у мальчика нет таких символов, таких знаков, тогда символы проявляются в трех моментах: когда ему будет 2$ лет, когда ему будет 37 лет, когда ему или ей будет 49 лет. По-разному. Если он тогда не встречается ни с какими необыкновенными людьми, он не будет никогда шаманом.
Это возрастные признаки. Я говорил от рождения до 13 лет. А это (другие) периоды от 13 до 25, от 25 до 37, от 37 до 49 - и конец. В эти периоды человеческого возраста проявляются шаманские признаки. У нас так принято. Правда, об этом никто не скажет, это наша наивная тайна, а я Вам из­ложил.

 

Есть ли другие признаки принадлежности к шаманам?

А больше шаманских признаков не будет. Но есть другие тоже символы - каким будет шаманом. Иногда человек, который и с отклонением от нормальных людей - либо он куда-то ходит, либо он где-то бывает, в лесах, в горах, куда-нибудь уходит - тогда он встречается с другими представителями звериного мира, небесными явлениями...

Я приведу один такой пример. Еще до моего рождения у нас в селе Хондергей был знаменитый шаман Донгак Кайгал он отправился на охоту и к костру, к шалашу не вернулся. Искали товарищи- охотники - не могли найти. Первый день прошел, второй день прошел, третий день прошел... И тогда его старший брат нашел его под лиственницей. Лиственница стала жертвой молнии. И он тоже стал жертвой молнии. Он живой был, но без языка, без движения. Его с величайшим трудом брат достал. И что они сделали: немедленно пригласили великого шамана, он там совершил обряд. Еще он (шаман) говорил, чтобы он (пострадавший) купался в холодной воде. Туда его водили, он там купался - и оживился, как будто он нормальным человеком стал.
Когда великий шаман сказал, что вот его поразило, у него были, конечно, шаманские признаки, символы - его поразил удар небесной волны и у него открылся шаманский дар. он будет шаманом Так он стал великим шаманом. О нем я кое-где писал, говорил. Он каким шаманом стал Он был очень таким интересным шаманом, который показывал такие «приемы»; может "отрубить"  человеку голову и показывает, а человек не умирает: он пронзает кинжалом себе грудь, кинжал насквозь проходит, он ведет камлание - он не умирает (кинжалом его ударит другой человек не заставляет другого человека стрелять ему в грудь - другой человек стреляет, шаман падает, и шаман не умирает
Еще он был таким шаманом: он может достать во время шаманской мистерии вещь - человек потерял либо вчера либо три года назад, либо десять лет (назад). Какой-нибудь атрибут, может быть аркан, может быть топор, а он может достать во время мистерии. Это все потому, что ему помогает могучая таинственная сила, которую он получил от неба. В этом смысле есть у нас понятие «шаман небесного происхождения».

 

В своей книге «Тувинское шаманство» Вы рассказываете о шаманах не только небесного происхождения...

Есть и другие шаманы. Вот у нас была шаманка Сегельба, женщина-шаманка. Я видел ее, у нее на лбу здесь черное пятно было. Люди уважали ее, люди боялись ее. Она умеет говорить со всеми зверями, со всеми домашними животными. Она может знать язык птиц. Если ворон кричит так - она скажет, что возможно будет буря, если ворон кричит этак, она скажет, что возможно будет и снег. Она знала языки всех птиц. Это шаманка не небесного происхождения. А от духов земли, от духов воды. Потому что то, что здесь на земле происходит, она все знает.
Эта шаманка может встречаться с духом давно умершего человека. А человек, давно умерший человек, у нас с рядовым простым смертным человеком тоже встречается. У нас это обычное явление. Сорок лет тому назад человек умер, он каким-то всадником показывает себя и исчезает. Конеч­но, наука отрицает такие явления в области шаманизма, тувинского шаманизма. А практика тувинского шаманства абсолютно не отрицает. Эти необычные явления бывают. Это тоже связано с явлением шаманов особого рода - шаманов от духов земли и воды.
Потомственный шаман - это другая категория. Там не сразу появляется мальчик-шаман, не сразу появляется шаманка-девушка. Эта традиция будет продолжаться в течение нескольких поколений. Будет пятое поколение, будет седьмое поколение, будет даже девятое поколение... Тогда вдруг рождается мальчик, который похож на шамана-дедушку. Либо девушка рождается после девятого поколения. Которая очень похожа на маму-шаманку или на бабушку-шаманку. У нас это обычные признаки. Эта традиция и до сих пор продолжается.

 

В книге Вы рассказываете также о другом явлении, общении шаманов с духами природы...

Есть другое явление. У нас был человек Сарыгыр Тапойо. Он встречался с Русалкой. Он играл там, где берег реки, весной, он там встретился с несказанной красавицей. Играл каждый день, а потом они прощались, а куда она уходит - он не знал. Вдруг он совсем другим человеком стал. Другие заметили, что он не питается, не кушает. А маленько пастухом работает, очень любит ходить туда, где речка. Он ни с кем не разговаривает. Почему он не кушает - родители знали. Потом пригласили этого великого шамана Тангака Байрана: у нас мальчик таким стал, не кушает, не пьет, не питается. А любит ходить туда, к речке. Тогда шаман совершил мистерию и прогнал красавицу-русалочку. Однако он не стал шаманом. И живым остался. Если бы великий шаман не совершил мистерию, наверняка он стал бы жертвой этой красавицы-русалочки, и он бы давно погиб. Он живым остался. Он слышал разговоры невидимых людей, он видел давно умерших людей, он знал, что будет, когда будет заранее.

 

Что представляют собой ваши русалки?

Русалочка (Албыс) - у нас это понятие женское. Красавица. Там есть текучий песок или сыпучий песок. Там - они. Там есть громадная белая юрта. Иногда эта юрта появляется. Однажды я сам видел. Это дворец великих степных Русалочек, вернее, речных, потому что там река Енисей. Они там собираются. Вечерами они играют там по берегам реки. Под утро они там собираются. Около этой юрты всегда стоит красавец-конь. Там они совершают свой утренний завтрак, пир. Они хорошо поют песни. Эти песни могут слышать простые обыкновенные люди. Но кто с этой Русалкой близко встретился - он от этой связи никогда не уйдет. Вот. По крайней мере, у него сердце будет по-другому стучать, он будет себя чувствовать по-другому. А тувинцы такого человека называют не шаманом, а сумасшедшим; говорят, что его испортила эта неслыханная красавица.
А черти у нас есть, это - нехорошие. Эти черти в каждом районе есть, они водятся там, где степь. Или они вечерами играют там, где кладбище. Черти - они группой бывают, или одинокий черт бывает. Да. Есть шаманы от рода чертей. Они - очень смелые, очень нахальные, очень резкие, порой и очень грубые, вот эти чертовы шаманы. Вот такая категория шаманов. Это - пятая категория.
Это связано с архидревним понятием познания тувинцами разных явлений природы.

 

Продолжение следует...

 

 

Подробнее  Тува. Шаманы. Экспедиция: icon Expedition to Tuva July 2012_Russian (446.25 Кбайт 2012-02-14 16:56:25)

Интервью с М.М.Лобастовой

Книги о шаманах.Скачать.

Отзывы участников экспедиций.

Фото шаманов.Видео шаманов.

Прошедшие экспедиции в Туву  Тува. Шаманы. Экспедиции.

 Анонсы экспедиций,тренингов,ITI (декадников) конференций.

Learn more:

icon Expedition to Tuva July 2011 English (671.67 Кбайт)

icon Expedition to Tuva July 2011 English video (18.45 Мбайт)



 
Экспедиция к шаманам с 20 июля 2019 Тува.:

Тува. Экспедиция.

...

Поездка в Индию 30 января 2019:

30 января-12 февраля 2019

 

...

Экспедиция в Чили - Эквадор. Лето 2020:

Чили - Эквадор. Лето 2020

...

543@n543.info  Анна Витальевна Конышева +7 922 164 8084

2018. Профессиональная лига психологии и психотерапии.